В Нижнем Новгороде на этой неделе проходит вторая Центральноазиатская конференция клуба «Валдай», одна из ключевых сессий которой посвящена
международной торговле и транспорту.
Заместитель министра иностранных дел РФ Андрей Руденко рассказал о важности Центральной Азии для России. В минувшем году товарооборот между Россией и странами региона составил 27 миллиардов долларов, что примерно на 30% выше уровня 2020 года.
Ситуация этого года, в первую очередь, рассматривалась экспертами с точки зрения санкционной повестки. Вот какой позиции придерживается Директор Центра прикладных исследований TALAP Рахим Ошакбаев:
«Ошибочно предполагать, что решения будут приниматься рационально и исходя из национальных интересов. Скорее их будут принимать, глядя через призму личных интересов. Возможно, элиты Центральной Азии настолько уязвимы перед западными капиталами, что для них намёк на санкции страшнее, чем угроза отношениям с ключевыми партнёрами».
Ниже приводим несколько из прозвучавших тезисов разных экспертов, касающихся новых реалий логистики и транспорта.
В связи с изменением торговых потоков России необходимо перенаправить 45-50% контейнерного оборота. Пока наибольшую активность проявляет Турция, которая и в плане логистики, и в плане поставок идёт навстречу России и ставит минимальную наценку на риск.
Участие в перенаправлении логистических потоков может принести многомиллиардные прибыли и странам Центральной Азии.
Новые условия требуют нестандартных решений. Так предлагается изменить некоторые правила ЕАЭС – в частности, позволить российским перевозчикам регистрировать транспортные средства в Казахстане (фурам из России и Белоруссии запрещён въезд в ЕС), разрешить каботажные перевозки.
Было предложено открывать в приграничных районах Казахстана торговые центры для россиян, которые могли бы приобретать продукцию, недоступную в России в связи с западными санкциями.
Прогнозируется увеличение авиатрафика из северного Казахстана в связи с закрытием воздушного пространства ЕС для российских авиакомпаний.
Всё это, наряду с легализацией «серого» импорта, свидетельствует о секьюритизации внешних экономических связей, что является нашей новой реальностью.
Не со всеми мнениями можно согласиться, понимая что главной филигранной задачей для правительства и бизнеса Казахстана остаётся сохранить баланс между шансами на новую серьезную прибыль, санкционными рисками и защитой интересов национального рынка.
Также размещаем для читателей Национальной экспертной платформы актуальную инфографику о транспортной инфраструктуре и товарообороте в Центральной Азии.
ул. Д.Кунаева 6, оф. 511 | 8 (7172) 60-08-25 tek-astana@mail.ru |
пр. им. Н. Назарбаева, 127, офис 203 | +7 (727) 296-51-25 +7 (727) 296 -54-27 |
buh-tlk22@mail.ru |
Copyright 2021. Все права защищены | Разработка сайта SMM агентство 4like.kz